6 апреля 2012 г. туарегские повстанцы в одностороннем порядке провозгласили независимость государства Азавад.
История туарегских восстаний в Мали очень долгая. Когда бывшие французские колонии в конце 50-х— начале 60-х гг. обрели независимость, границы между ними были проведены без учета интересов туарегского народа, территория которого оказалась разделена между пятью государствами — Алжиром, Ливией, Нигером, Мали и Буркина Фасо.
Между народами, населяющими юг и север Мали существует значительная разница в культуре и образе жизни, что всегда способствовала конфликтам. Кочевники севера — туареги и берберо-арабские народы — чувствовали себя обделенными в государстве, правительство которого было сформировано из представителей оседлых народов юга. И туареги восстали почти сразу после провозглашения независимости Мали в 1960-м г. Это восстание 1963—1964 гг. было жестоко подавлено армией. Мужчины причастные к восстанию и подозреваемые к причастности, были расстеляны или брошены в тюрьмы, женщины с детьми ушли в изгнание.
Когда эти дети выросли и стали мужчинами, они подняли новое восстание — 1990—1995 гг., которое не принесло полной победы, но и не завершилось так трагично, как предыдущее: повстанцы заключили договор с правительством, где обещали мир взамен на ряд уступок и преференций.
Но время шло, противоречия между правительством в Бамако и жителями севера снова нарастали, и, пытаясь улучшить свое положение, туареги поднимали новые восстания.
Последнее и самое крупное из них случилось в 2012 г., когда туарегским повстанцам удалось отвоевать у Мали большую часть северных территорий, на которых они претендовали. Эти территории они назвали Азавад — от древнего названия региона в Мали и Нигере.
Успех восстания 2012 г. оказался призрачным и недолговечным: захватив территорию, повстанцы не смогли организовать на ней полноценную государственную систему, а независимость Азавада не была признана никем из международного сообщества. Сложности в картину внесли исламистские террористы, которые по горячим следам пришли за повстанцами, ищущими свободы от Мали, и попытались насадить в захваченных городах свои правила в соответствии с жесткой версией шариата.
Связь исламистских группировок с международной террористической организацией Аль-Каида дала повод для введения на территорию Азавада войск Франции и международной миссии ООН. Исламисты были изгнаны из городов, но не побеждены, а светские повстанцы заключили соглашения о мире с правительством Мали.
Но Азавад, формально прекративший свое существование, продолжает свою жизнь как символ и надежда туарегского народа.
Фото: 1. Карта Мали и Азавада, автор: Wigiz (Wikimedia Commons)
2. Политические и военные деятели Азавада на встрече с представителями ООН, 2003 г., автор: MINUSMA / Olivier Salgado (Flickr)
3—4. Кидаль в 2013 г.: туарегские повстанцы и графитти с флагом Азавада, автор: MINUSMA / Blagoje Grujic (Flickr)